Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.
Обычная версия
Версия для слабовидящих
Городской парк культуры и отдыха им. Ю. Гагарина

Детская железная дорога

Городской парк культуры и отдыха имени Ю.А. Гагарина является единственным в своём роде на Дальнем Востоке. Он известен не только своим естественным природным ландшафтом, большим количеством механических аттракционов, но и Детской железной дорогой, любимой не только детьми, но и взрослыми.

История.

Решение о строительстве Юж­но‐Сахалинской ДЖД было при­нято в 1953 году. В строительст­ве участвовали комсомольцы и солдаты батальона железно­дорожных войск. Вокруг озера «Верхнее» был уложен кольце­вой путь протяженностью 2 км. В западной и восточной частях кольца появились две стан­ции — «Комсомольская» и «Пионер». На первой построен деревян­ный вокзал. На второй — высо­кая платформа.

Поскольку маршрут ДЖД про­легал через реку Рогатка, были возведены два небольших ме­таллических моста.

Официальное открытие ДЖД состоялось б июня 1954 года. На тот момент дорога располагала одним паровозом УК-159–238 с видоизмененными будкой и хо­довым мостиком и тремя двухос­ными деревянными пассажирс­кими вагонами, построенными в начале прошлого века.

В 1959 году паровоз был за­менен мотовозом ТУ2 м, а ДЖД переоснащена полуавтомати­ческой блокировкой.

В 1971 году получены тепло­воз ТУ2 и четыре цельноме­таллических вагона фирмы PAFAWAG, которые прослужи­ли до 90-х годов.

В 1990 году произошло пол­ное обновление подвижного состава:  получены    тепловоз ТУ7–2628 и пять пассажирских вагонов ПВ 51.

В 2008 году отсыпано новое земполотно, уложена рельсо­шпальная решетка на железо­бетонном основании, замене­ны два стрелочных перевода, усовершенствована система сигнализации и блокировки.

В 2009 году получен тепловоз ТУ7А. В 2011 году получены тепловоз ТУЮ и 4 пассажирских вагона.

На сегодняшний день парк малой дороги насчитывает восемь пассажирских вагонов и два тепловоза. 

Сегодня ДЖД — это настоящее железнодорожное предприя­тие и учреждение дополни­тельного профессионально­го образования школьников, ориентирующее подростков на профессии железнодорожного транспорта. Руководит им заместитель начальника Дальневосточной Детской железной дороги в Южно‐Сахалинске Павел Андреевич Юдаев.

Здесь ребята в возрасте от 12 до 17 лет получают представление о разных железнодорожных про­фессиях, таких как: машинист, проводник, дежурный по вокза­лу и станции, диктор, диспетчер и т.д., а также навыки работы. Количество детей, прошедших летнюю практику в 2013 году, составило 337 человек.

Для выполнения функции по формированию кадрового ре­зерва для ОАО «РЖД» допол­нительно проводятся Профо­риентационные недели с углуб­ленным изучением физики и математики для учащихся 9–11 классов, проживающих на ли­нейных станциях Сахалинской области, желающих поступать в железнодорожные учебные за­ведения. В рамках недели про­водятся интерактивные игры, защита проектов, экскурсии, встречи с руководителями же­лезной дороги, студентами ве­домственных учебных заведе­ний. В 2013–2014 учебном году на профориентационных не­делях обучались 200 человек. Всего за год на ДЖД знакомятся с железнодорожными профес­сиями 450 человек.

Подготовка новичков начинается за четыре месяца до начала сезона. Предварительно проводится собеседование с учащимися 6-х классов всех школ города. Инструктор знакомит ребят с проспектами, рассказывает, что представляет собой железная дорога вообще и детская в частности. В день сбора проходит распределение детей по группам. Численность групп — 12–15 человек. До конца апреля идет теоретическая подготовка. Для школьников проводятся экскурсии по предприятиям региона, в музей жд‐техники, рассказывают о дорожных специальностях. В качестве преподавателей выступают специалисты региона. В программе обучения посещение Холмского железнодорожного узла. Ребят знакомят с циклами работы паромной переправы: выгрузка паромов, замена материковых вагонных тележек на сахалинские, работа сортировки. Предоставляется возможность проследить весь процесс от выкатки вагонов из парома до формирования состава и накатки на паром. По окончании теоретического обучения ребятам выписывают удостоверения. Их вручают на торжественной линейке, посвященной открытии сезона.

Обучение детей производится бесплатно. Все расходы несет ДВЖД. Всем детям, работающим на детской дороге, выдается спец. форма.

В работе по обслуживанию движения задействовано от 15 человек.

Охране труда, безопасности движения поездов уделяется особое внимание. На всех участках работают подростки, но подготовку технических узлов детской железной дороги или отдельных объектов производят специалисты региона.

Перед началом работы ежедневно совершается круг безопасности. Дорогу осматривают профессионалы. Только после этого она открывается. Состав ведут ребята‐машинисты, рядом обязательно находится инструктор из Южно‐Сахалинского эксплуатационного локомотивного депо.

Эксплуатационное депо следит за исправностью тепловозов, обеспечивает топливом, смазкой, песком, обтирочным материалом. Ремонтное депо — отвечает за ремонт и исправность вагонов. 

Детская железная дорога — миниатюрная копия основной дороги, с сложным профилем пути — с ровными площадками, подъемами и уклонами.

В 2013 году произведен капи­тальный ремонт водопропуск­ных лотков, обеспечивающих свободный пропуск ливневых вод без нанесения ущерба же­лезнодорожному пути.

В 2014 году получены три пас­сажирских вагона ПВ 750 Камбарского машиностроительно­го завода.

Перспективы.

На 2014–2015 годы ОАО «РЖД» выделено 160 млн рублей на реконструкцию ДЖД.

В 2014 году запланирован пер­вый этап строительства — будет начато строительство нового современного депо отстоя ло­комотивов с кабинетами, учеб­ными классами и мастерскими для занятий железнодорож­ным моделированием.

Вторым этапом развития ДЖД станет строительство ново­го здания ст. «Комсомольская» с учебными и дисплейным клас­сами, что позволит проводить обучение в соответствии с сов­ременными требованиями.

Модернизации подвергнется хозяйство автоматики и теле­механики: станция будет ос­нащена устройствами МПЦ‐И, перегон — устройствами МПБ и ЭССО.


Ежегодно 9 мая на Детской железной дороге торжественной линейкой открывается новый сезон работы, который длится с мая по октябрь.  

Дорога работает ежедневно, кроме понедельника. Первый поезд отправляется со станции «Комсомольская» в 10:30 утра. Движение поездов производит\ся по расписанию с интервалом движения 30 минут, продолжительность рейса - 13 минут. Время последнего отправления — 17:00 часов

По всем интересующим вопросам можно обращаться по телефону: 72–46–54.